ŠKODA отмечает 110-летие производства автомобилей в Млада-Болеславе

28.10.2015 17:43:00

В 1905 году основатели компании L&K Вацлав Лаурин (Václav Laurin) и Вацлав Клемент (Václav Klement) представили публике свой первый автомобиль – легендарную Voiturette A. «Днем рождения» модели считается день публикации ее первых официальных фотографий в выпуске еженедельника «Народная автомобильная газета» (Allgemeinen Automobil-Zeitung) от 29 октября 1905 года.

«110-летие традиции производства автомобилей в Млада-Болеславе является для нас особым поводом для гордости, – отмечает Богдан Войнар (Bohdan Wojnar), член Совета директоров ŠKODA. – Богемия считается одной из колыбелей автомобилестроения. Опыт, решимость и целеустремленность позволили Лаурину и Клементу заложить прочный фундамент для будущих побед ŠKODA. Автомобили марки, производимые в Чехии, пользуются блестящим успехом по всему миру».

В 1905 году, спустя десять лет с момента открытия веломастерской и шесть лет с момента выпуска первого мотоцикла, L&K совершила судьбоносный прорыв – перешла к производству четырехколесного транспорта, представив свой первый автомобиль мощностью 7 л.с. В переводе с французского «Voiturette» означает «маленькая повозка» или «маленький автомобиль». Вскоре после публикации первых изображений и проведения испытаний модель поступила в продажу. Выпуск Voiturette A стал отправной точкой на пути стремительного развития марки ŠKODA, которая сегодня является крупнейшим производителем мирового масштаба с широким портфолио, включающим около 40 моделей и спецверсий. 17 миллионов переданных с 1905 года клиентам автомобилей подтверждают всю силу бренда ŠKODA.

Voiturette A была построена по всем канонам того времени: радиатор располагался перед двигателем, рулевая колонка находилась под небольшим наклоном. Автомобиль оснащался двухцилиндровым двигателем с водяным охлаждением мощностью 7 л.с. и объемом 1 005 см3 (1 л.) Максимальная скорость составляла порядка 40 км/ч. Трансмиссия обеспечивала три передачи переднего хода и одну – заднего хода; рычаг переключения передач был отделан кожей. Вес модели составлял примерно полтонны. Всего L&K выпустила около 44 экземпляров Voiturette A.

Первый автомобиль стал воплощением давней мечты Вацлава Лаурина и Вацлава Клемента. Несколькими годами ранее двое предпринимателей занялись частным производством автомобилей. Датированный 1900 годом каталог L&K гласил: «Laurin & Klement – велосипедный, мотоциклетный и автомобильный завод Slavia, Млада-Болеслав (Богемия)». В июле 1900 года L&K представили в Праге так называемый «квадрицикл» – транспортное средство на четырех колесах. Пассажирское сиденье в модели располагалось спереди и чуть ниже водительского кресла. Инженеры продолжали экспериментировать: собирали из мотоциклов двухосные автомобили и проводили испытания. На автосалоне в Вене в 1901 году L&K впервые представила один из данных прототипов с рулевым колесом вместо привычного рычага управления. В архивах сохранился эскиз автомобиля в стенах завода в Млада-Болеславе. На фотографии, датированной 1903 годом, Вацлав Клемент позирует у ворот завода за рулем автомобиля.

1905 год: грандиозный прорыв

В 1905 году L&K совершили решающий прорыв, представив общественности свой первый автомобиль. На тот момент компания уже заявила о себе, продемонстрировав на автосалоне в Праге в апреле того года двухцилиндровый V-образный двигатель. Эта премьера предзнаменовал появление дебютного автомобиля от L&K.

Первые изображения нового изобретения были опубликованы в выпуске еженедельника «Народная автомобильная газета» (Allgemeinen Automobil-Zeitung) от 29 октября 1905 года. Там же и впервые упомянуто название Voiturette. Фотография украсила обложку чешского еженедельного журнала «Sport a Hry» («Спорт и игры») в конце 1905 года.

Voiturette A знаменует начало успешной традиции производства автомобилей в Млада-Болеславе. На данный момент ŠKODA насчитывает три завода в Чешской Республике: в Млада-Болеславе, Квасинах и Врхлаби. Помимо этого, автомобили марки производятся на крупных зарубежных рынках, включая Китай, Индию и Россию.